Главная Церкви Форум Об Ассоциации Написать нам
 
Ржев Служения Свидетельства Творчество Контакты


Пасха каждый день.

«Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды», - возглашает святой Григорий Богослов.

Чем объяснить подобный восторг праздником, который является сегодня привычным явлением нашей культурной традиции. Традиция добрая вещь – своей повторяемостью она помогает веками хранить память о значимых для человека событиях. Но при этом всегда важно не позволять внешней форме традиции довлеть над её содержанием или смыслом. Мёртвая, обессмысленная традиция, как и мёртвое тело не может принести никакой пользы. Не форма традиции сама по себе, какая бы прекрасная она ни была, имеет ценность, а смысл, то есть, то ради чего постоянно воссоздаётся эта форма. Форма призвана отсылать нас к содержанию, и, пожалуй, глупо восхищаться гениально расписанной тарелкой или бокалом, так никогда и не попробовав их содержимого. Очевидно, что восхищение Григория Богослова Пасхой проистекает из глубокого понимания, из буквального переживания собственной душой того, что сделал Иисус Христос для всего человечества.

История празднования Пасхи уходит своими корнями в глубину веков, примерно в 14-13 век до Р.Х. Этот праздник изначально являлся чисто еврейской традицией, и возник в период пребывания народа Израиля в египетском рабстве. Еврейское слово пэсах (пасха) означает в Библии, с одной стороны, праздник Пасхи, а с другой - праздничную жертву, пасхального агнца. Само же слово Пасха, означает "перескочить через что-то", "оставить нетронутым".  Предыстория праздника была такова – народ Израиля, отягощённый рабским положением в Египте, начинает взывать к Богу. Бог отвечает на молитву израильтян: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную» (Исх.3:7-8). Для осуществления своего плана Бог избирает представителя еврейского народа по имени Моисей, который не талантом военачальника и не силою оружия, а чудесами и знамениями, производимыми через него Богом, пытается убедить египетское руководство в лице фараона отпустить израильтян на свободу. Чудеса и знамения оказывали временный эффект на фараона, и он снова и снова отказывался опустить евреев. И вот наступает критический момент, когда Бог ставит точку в этих переговорах, точку, с которой собственно и начинается история празднования Пасхи. Пасхальный агнец кровью, которого Бог повелевает помазать косяки и перекладины дверей в домах евреев, становится для них защитой от обрушившегося на нечестивый Египет гнева Божьего: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:12-14).

Таким образом, нетронутыми смертью остались те, что укрылись за кровью пасхального агнца, который как и весь Ветхий Завет есть образ указующий на жертву Иисуса Христа: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).ГосподьИисус Христос проливая Свою Святую Кровь на кресте Голгофы, добровольным актом любви отдал Себя в руки смерти за грехи человечества. И в этой смерти не было бы ничего особенного, если бы, не произошло Воскресения, если бы узы смерти не были расторгнуты. По свидетельству Священного Писания Христос на третий день после крестной казни воскресает из мёртвых, таким образом, спасая возлюбленное Им человечество от грядущего на вселенную гнева Божьего: «и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева». (1Фесс.1:10). Но избавление это не происходит автоматически, Бог Любви не нарушает человеческую свободу. Человеку необходимо уверовать в воскресшего Христа, покаяться в своих грехах, и через это вступить в отношения с Богом. Итак, Бог смертью и воскресением Своего Сына Иисуса Христа выводит человека из рабства греха, подобно тому, как Он вывел народ Израиля из египетского рабства, и открывает для него дверь в вечную жизнь, в Царствие Небесное, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк.21:4), но от человека требуется сделать самостоятельный шаг веры.

Вступив в отношения с Богом, человек опять-таки не теряет свободу, не становится одержимым Богом, но оставаясь свободным, становится соработником Бога в деле спасения своей собственной души: «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Фил.2:12). Другими словами на человека возлагается ответственность, опираясь на божественную благодать, лично осуществлять своё спасение. По мысли Отцов Церкви, Бог меня без меня спасти не может, от меня требуется деятельное принятие дара спасения. И естественно этот процесс не должен ограничиваться одним днём в году, например праздником Пасхи, спасение должно совершаться человеком каждый день. Так преподобный Феодор Студит говорит, что Пасха должна быть повседневным состоянием человеческой души: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, - говорит преподобный, - которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни. Что же, - спросит кто-нибудь, - не нужно радоваться Пасхе? — Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше,  но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

С праздником Пасхи! И да воскреснет, и да живёт Христос в наших сердцах!

Александр Сафронов,
пастор церкви христиан веры евангельской
«Ржевский христианский центр»