Главная Церкви Форум Об Ассоциации Написать нам
 
Ржев Служения Свидетельства Творчество Контакты


Рождество – тайна приоткрывается.

По статистике численность христиан в мире превышает два миллиарда. Число главных их мировоззренческих оппонентов атеистов подсчитать сложно, так как абсолютных атеистов практически нет, но люди, позиционирующие себя атеистами, зачастую верят в приметы, верят в душу, верят в потусторонние силы и прочее. Да и абсолютный атеист при всём его желании не избегает идеи Бога, но проецирует её на материю, наделяя её божественным атрибутом – вечностью, таким образом, полагая основание вселенной за её пределами. И, тем не менее, очень обобщённо людей можно поделить на тех, кто верит, что Бог есть, и тех, кто не верит в Его существование. Вопрос же который мы ставим в этой рождественской статье это – почему всемогущий Бог христиан, Творец всего видимого и невидимого не являет Себя человеку очевидным образом, чтобы не оставить в его душе  место для скепсиса. Почему Бог использует веру человека в качестве инструмента богопознания, почему Он не удовлетворяет запросы нашего разума исчерпывающими доказательствами Своего существования. Ведь это могло бы снять массу вопросов и проблем морально-нравственного, социального и даже политического характера, которые будоражат и разделяют всё человеческое общество.

Итак, попытаемся дать ответ. В Библии Бог предстаёт перед читателем, как Бог, Который есть Любовь  (1Иоан.4:16). Любовь же невозможно помыслить рядом с такими понятиями как рабство и принуждение, поэтому Бог Любви творит в Эдемском саду свободного человека. С одной стороны эта свобода уподобляет человека Богу, благодаря чему возможно сознательное общение между ними, с другой стороны только в пространстве свободы возможна взаимная любовь. Таким образом, природа Бога и природа человека обуславливают собой  дальнейшее развитие истории, которая включает в себя такую страшную издержку человеческой свободы, как грехопадение. Несмотря на эту издержку, Бог не творит человека иным, так как именно свобода делает человека человеком.

В логике же или доводах разума, в сфере чего находятся строгие доказательства, свобода отсутствует. Доказательства принуждают нас к определённым выводам, как бы заставляют согласиться. Хотим мы этого или не хотим, но «дважды два четыре», а «Пифагоровы штаны во все стороны равны», как говорится: факты упрямая вещь. Если бы Бог предстал перед человеком как неоспоримый факт, человеку пришлось бы безоговорочно Ему подчиниться. Очевидно, что в пространстве фактов нет свободы, а, следовательно, и нет любви. Поэтому таинственность присутствия Бога во вселенной, в жизни человека – есть необходимая таинственность, она обеспечивает добровольность общения человека с Богом Любви. Поэтому богочеловеческие отношения всегда остаются для человека вопросом веры, а не логики. Только вера, как акт подлинной свободы позволяет человеку настоящей, искренней любовью ответить на любовь Бога.

Таким образом, как бы человек не стремился получить доказательства бытия Бога, ему приходится довольствоваться только намёками, в которых его ум, оценивающий какие-либо спасительные обстоятельства его собственной жизни, мечется между чудом и совпадением, между промыслом  и случайностью. Евангелист Матфей констатирует божественную таинственность словами: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…» (Матф.6:6). Апостол Иоанн высказывается ещё категоричнее, говоря, что Бога не видел никто никогда, но с оговоркой, что Единородный Сын Божий Иисус Христос явил людям Бога Отца (Иоан.1:18). Действительно, чтобы спасти человека от последствий грехопадения (греха и смерти) Бог приходит на землю в образе человека – Дева Мария рождает Богомладенца Иисуса Христа, что всё же не приводит человечество к чёткой определённости в отношениях с Богом. Даже в изобилии совершаемые Христом чудеса исцелений не снимают вопроса, который Он сам же и задаёт: «за кого почитают Меня люди» (Мар.8:27), и получает самые разнообразные ответы: «за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков» (Мар.8:28). Но были оценки и по скромнее: «не плотников ли Он сын?» (Матф.13:55), «мы знаем, что Человек Тот грешник» (Иоанн.9:24). И уже находясь на кресте, Господь по-прежнему не дотрагивается до человеческой свободы – на слова искушавших Его: «других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Матф.27:42) Христос отвечает молчанием и Своей смертью, предоставляя человеку свободный выбор – верою определиться и ответить себе на вопрос: Кто весит на кресте.
Воскресение Господа, произошедшее опять-таки без свидетелей, не снимает тени таинственности с личности Иисуса Христа, так, что одни, увидев Его воскресшим, поклонились Ему, а иные усомнились (Матф.28:17). И мы снова видим две категории людей: верующих и неверующих, но и те и другие остаются свободными в своём предпочтении. Христос не врывается в жизнь человека, но приглашает его к вере, надежде и любви, и это единственное к чему нельзя человека понудить. Таким образом, тайна необходима, чтобы была вера – вера, чтобы была свобода – свобода, чтобы была любовь.

Рождественская традиция, повторяясь из года в год смиренно стучится в человеческие сердца с приглашением веровать в Того, Кто родился от Девы, веровать в Того,  Кто умер на кресте за грехи наши, веровать в Того, Кто воскрес для оправдания нашего.

Закончить же наши рассуждения хочется замечательными словами Священного Писания, которые подводят черту под всем вышесказанным: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа (Иисуса Христа), подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:24-31).

Да дарует Господь всем тем, кто ещё не увидел, в это Рождество глазами веры увидеть в младенце Иисусе Спасителя мира – Господа нашего Иисуса Христа. С Рождеством Христовым!

Александр Сафронов,
пастор церкви христиан веры евангельской
«Ржевский христианский центр»