Главная Церкви Форум Об Ассоциации Написать нам
 
Ржев Служения Свидетельства Творчество Контакты


Рождество – от абстрактного к Конкретному.

«Что-то есть» – это самый распространенный ответ на вопрос верите ли вы в существование Бога. На самом деле каждый человек не зависимо от того верующий он или неверующий мыслит идею Бога, а иначе он и самого слова «Бог» не смог бы произнести. Ведь даже отрицая Бога, человек в этот момент не перестаёт мыслить Его, а иначе что собственно он отрицает – невозможно отрицать несуществующее.  Итак, всё мыслимое существует – так звучит один из постулатов философии, следовательно, и Бог, раз мы Его мыслим.

Но тут мы сталкиваемся с феноменом существования в нашем сознании таких сказочных объектов, именуемых в феноменологии интенциональными, как кентавр, русалка, химера и так далее, то есть с вещами, которые мы тоже мыслим, но которых в реальности нет. Таким образом, логика наших суждений настаивает или на их реальном существовании, или же мы и Бога, наравне с кентаврами и русалками, должны признать продуктом нашего воображения.

Однако что здесь примечательно, интенциональные объекты, отличаются от Бога тем и почему Его нельзя к ним относить, что они, будучи нереальными, состоят из реальных земных вещей, которые не выходят за грань нашего опыта. Нереальность интенциональных объектов строится только на природной (онтологической) несовместимости компонентов их составляющих. Например, кентавр –  это человек + лошадь; русалка – это женщина + рыба; химера – это чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. А со всеми этими отдельными предметами мы, так или иначе, сталкиваемся в жизни, и как видно наше воображение способно оперировать только земным подручным материалом. Даже в попытке изобразить инопланетян человеческая фантазия не в силах оторваться от земли: она не может уйти от идей рук, ног, ушей, глаз и т. д.

В Боге же нет земных составных частей, Его природа запредельна нашему опыту, как и говорит об этом Он Сам в Библии: «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис.46:5)– на земле нет аналогии Богу. И даже те немногие аналогии, которые мы всё же пытаемся использовать, высказывая Бога, самим человеком вытесняются за пределы земли: если Бог – Красота, то обязательно неземная, если Бог – Разум, то обязательно высший.
Но здесь возникает вопрос, каким образом в наше сознание попадает идея Бога, то есть, как человеку удаётся мыслить Бога аналогий Которому на земле нет, если всё что мы способны помыслить даже изощрённо фантазируя, находится исключительно в рамках нашего земного опыта. Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня», - говорит Господь (Ис.65:1). Другими словами, даже когда человек не обращается к Богу, не ищет Его, он всё равно наталкивается на мысль о Нём в своём разуме, потому что Бог Сам открывается человеку, Сам сообщает ему Откровение о Себе.

С полнотой этого Божественного Откровения мы соприкасаемся в Рождестве Иисуса Христа – в Боговоплощении, когда Бог становится человеком. Именно в Рождестве абстрактный «бог – что-то есть» становится конкретным Богом – Я есмь в Человеке Иисусе Христе, как об этом и возвещает нам апостол Иоанн, говоря: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14), «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). Итак, Христос являет нам Бога Отца, отсюда Его слова: «Я и Отец - одно», «Видевший Меня видел Отца».

Человеческое тело, воспринятое Сыном Божьим от Девы Марии, выступило и в роли языка Откровения, который человек способен видеть, слышать и понимать, и в роли Жертвы за грехи человечества: «совершив Собою очищение грехов наших» (Евр.1:3). Таким образом, Христос открывает нам не только Бога Отца – Его характер и намерения о нас, но и нас самих – наше падшее состояние, нуждающееся в исцелении Крестной Жертвой. «Нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить», - пишет святой Григорий Богослов. А святой Афанасий Великий утверждает: «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть». Поэтому конечно же праздник Рождества Христова не может мыслиться нами вне контекста Его Смерти и Воскресения, ибо для этого Он и приходит на землю,  являя грешному человеку Свою природу Любви.

Итак, после Рождества Христова мы не можем, размышляя о Боге говорить: «что-то есть», сегодня из Священного Писания – вернейшего пророческого Слова каждый человек может знать что именно Бог есть – Бог есть Любовь! От умозрительной веры в существование Бога, которой, кстати, обладают и падшие ангелы (бесы), человеку необходимо двигаться к спасительной вере в Иисуса Христа, которая заключается в свободном вхождении в отношения с Ним через покаяние: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20).

С Рождеством Господа нашего Иисуса Христа драгоценные во Христе братья и сёстры, с Рождеством Христовым все мыслящие Бога!

Александр Сафронов,
пастор церкви христиан веры евангельской
«Ржевский христианский центр»