Главная Церкви Форум об ассоциации Написать нам
Об ассоциации
Церкви
Вероисповедание
Свидетельства
Статьи



Апокалипсис - что делать?

 


Апокалипсис (откровение) или говоря обывательским языком «конец света» – актуальная тема всех времён и народов. Начиная с древних философских систем цикличности бытия кончая эрой христианства, человеческое сознание с постоянством устремляется к обсуждению этого вопроса. Такое происходит, скорее всего, потому что в каждом отрезке истории складывались обстоятельства и события, радикализм которых приводил человека к мысли о том, что за этим трагическим пределом существовать больше не может ничего. Современная жизнь глобального мира не является в этом смысле исключением. Информационная паутина, аккумулируя в себе всё происходящее, рисует безрадостную картину. И тут нельзя не вспомнить то, что, совсем недавно произошло в Японии. В одночасье исчезли населённые пункты и тысячи людей, нависла угроза радиоактивного облучения над соседними с Японией странами. Тревожные процессы, разворачивающиеся сегодня в политической, экономической, экологической сферах нашей жизни заставляют человека всерьёз задуматься и ощутить, что мир находится где-то в преддверии конца, мир словно мучается некими родовыми схватками, за которыми вот-вот должны последовать роды чего-то ещё более страшного, гибельного для человека. Отсюда, из этой интуиции конца человек, как ни странно светский, не религиозный человек, начинает назначать даты апокалипсиса: мы уже пережили ажиотаж вокруг 2000 года, сегодня в качестве конца мира нам пророчат 2012 год, когда наступит 2012 год, наверняка мы услышим о новой дате.

Что характерно для светского взгляда на апокалипсис так это то, что он постоянно говорит о грядущей катастрофе, но при этом никогда не ставит вопроса: а что теперь делать? То есть он не пытается даже теоретически решить эту проблему, но помещает человека в состояние безнадёжности и отчаяния, предрекая ему полное уничтожение.

Если говорить о христианском мировоззрении, то ему тоже присущ апокалиптизм. Несмотря на то, что Священное Писание, говоря о признаках конца, также апеллирует к сгущению драматических событий на мировой арене, христианский взгляд на апокалипсис носит позитивный характер, так как в христианстве конец света отождествляется со Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21:25-28). Другими словами для христиан апокалипсис не конец, а ожидаемое избавление, встреча лицом к лицу со Христом в Которого верили и на Которого уповали.

В противоположность светской тенденции назначения дат конца света, Священное Писание в отношении пришествия Иисуса Христа говорит, что: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36). И этому есть глубокие онтологические основания. Время Своего пришествия Бог облёк в тайну, чтобы мы, как сотворённые по Его образу и подобию, свободно осуществляли выбор своего жизненного пути исходя из того, чего хотим именно мы. Свобода принимать свои собственные решения – это то, что сообщает человеку личностность, то, что роднит его с Богом и возвышает над всем остальным тварным миром. Предположим, что Бог открыл человеку день и час Своего пришествия, тогда человек неизбежно перестаёт быть свободным, а посему перестаёт в каком-то смысле быть человеком, последуя некому животному инстинкту самосохранения, так как его решения становятся вынужденными. Поэтому, христианское мировоззрение, непреложно ожидая явления Господа Иисуса Христа, не стремится к точности  датировок в вопросе апокалипсиса.   

На самом деле любые происходящие сегодня глобальные катастрофы, прежде всего, указывают на хрупкость человеческой жизни, на хрупкость человеческой цивилизации, они напоминают нам, что человек в любое мгновение своей жизни может оказаться за её чертой. Поэтому конец света для погибших в трагедиях или умерших естественным образом уже наступил. Может быть, они ожидали его в 2012 году, как это сегодня принято, но он наступил сегодня. Как нам не известен день и час пришествия Господня, ровно настолько нам не известен день и час нашего личного исхода, личного апокалипсиса. И как, наверное, глупо перед Богом, обозревающим людские судьбы, выглядит человек, вычисляющий дату конца света – человек которому завтра суждено умереть. Священное Писание устами апостола Иакова напоминает нам: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4:14). Признавая эту реальность, христианство мотивирует человека не откладывать на 2012 год веру в воскресшего  Христа и покаяние, посредством которых неизбежная для всех людей встреча с Богом становится радостным событием, когда бы она ни произошла.

Такова христианская точка зрения на апокалипсис. Конечно, она напрягает человека, напоминая ему о личной ответственности перед Творцом, но в тоже время в ней есть конкретный выход и вечная, благая перспектива, чего лишена светская концепция апокалипсиса, и  выход не лишь бы куда, а в «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17) – в Царствие Небесное, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр.21:4).

Александр Сафронов , г. Ржев
Церковь "Ржевский Христианский Центр"